antifanatik (antifanatik) wrote,
antifanatik
antifanatik

В свете юбилея Михалкова вспомнил данное кино. И хочу онем поговорить. рязанов, конечно, хороший бытовой режиссер. И зря взялся за Островского.

остросоциальная, злободневная, сатирическая в чем-то история о классовых сословиях свелась к тому, что баба, будучи невестой, отдалась "светскому льву". Между тем, история Ларисы - всего лишь инструмент, подложка, повод для показа более глобальных вещей. Остросоциальных сословных противоречий царской России. Этот "витамин" для режиссера был пропущен, пожьому мы наблюдаем балаган. Полнейший балаган, великолепные артисты резвятся и импровизируют как хотят.

Могу показать свою правоту на примере двух персонажей пьесы - Паратова и Карандышева. Просто разберем "кто кому тетя", по драматургии. Карандышев - дворянин. Чиновник. Даже мелкий чиновник - это фигура. Даже разорившийся дворянин - не ровня купчишкам. Не может купец по-хамски сказать дворянину и тем более угрожать ему. Все эти "еду-еду не свищу, а наеду - не спущу" и разбивания яблок кулаком приведут только к вызову городового и заключению Паратова под стражу. Чиновник - это фигура, его боятся, его почитают, он дворянин - он "белая кость". Представляете, каким тоном он должен сказать эти слова, чтобы Карандышев понял их суть и не оскорбился?

Именно поэтому Лариса за него и выходит, что он - знать. И это для Ларисы - серъезная удача, и она становится удачей вдвойне, что Карандышев берет её без приданого. Это настолько редкость, что она должна держаться за Карандышева всеми руками и ногами. Но любит она Паратова, который, даже если и женится - будет вытирать об неё ноги, но в купеческих семьях не принято жениться на бесприданницах, поэтому он и сочиняет сказку о том, что он якобы помолвлен. И после того как Лариса узнает, что её разыграли на картах два купца и что она - вещь, она понимает, что и обратно хода нет. Карандышев согласен её принять без приданого, но обсечещенная она ему точно не нужна - это вообще не принято. Он и так рискует многим, беря её в жены.

Но и оставить это так Карандышев не имеет права, пожьтому он убивает Ларису. Почему Ларису? Потому что Паратова бесполезно, он и живой- мразь, и мертвый будет мразью. А для Ларисы - это единственный выход, она и говорит Карандышеву - "Благодарю".


Понимаете? Это вот выше - не экспликация спектакля, не полный разбор драматургии, это поверхностная характеристика персонажей, по памяти сейчас мною накидана. Просто я учитываю нравы России 19 века. ПРОСТО УЧИТЫВАЮ. А уже хочется посмотреть спектакль, не правда ли? не правда ли - это, написанное выше - гораздо острее, конфликтнее и интереснее, чем то, что сделал Рязанов? Чувствуете, как наполнилась смыслом пьеса и заиграла новыми красками? Представляете, как бы то сыграли ТЕ ЖЕ актеры? Представляете Мягкова, с достоинством и честью, который любит женщину настолько, что готов взять её без приданого и тем самым пойти против всех традиций? Представляете мелкого купчишку Паратова-Михалкова, который хочет сорвать цветок, ему не принадлежащий, попользоваться беспомощной, никому не нужной женщиной, у которой единственный шанс остаться человеком - Карандышев. И кинуть её после на ратерзание Кнурову и Вожеватову, прямой путь в содержанки, а затем - в проститутки. Поняли, что смерть Ларисе - единственное спасение?

То-то и оно. Рязанов поверхностен, он это не увидел или сознательно опустил. Ему было важно Михалкова в белом костюме показать и в очередной раз типаж Мягкова подтвердить.

PS. Все мною вышесказанное понятно любому, кто прочитает пьесу. Любому, кроме Рязанова.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments